• И.М.Сушенок. Вход Господень в Иерусалим (фрагмент). 2008 – 2014 гг. Холст, масло 310 х 397

    И.М.Сушенок. Вход Господень в Иерусалим (фрагмент). 2008 – 2014 гг. Холст, масло 310 х 397

  • И.М.Сушенок. Лесное царство (фрагмент). 2007г. Холст, масло 145 х 136

    И.М.Сушенок. Лесное царство (фрагмент). 2007г. Холст, масло 145 х 136

  • И.М.Сушенок. Призвание апостолов (фрагмент). 2012 г. Холст, масло 60 х 140

    И.М.Сушенок. Призвание апостолов (фрагмент). 2012 г. Холст, масло 60 х 140

  • И.М.Сушенок. Дорога на Голубовку (фрагмент). 2007 г.  Холст, масло, 70х100

    И.М.Сушенок. Дорога на Голубовку (фрагмент). 2007 г.  Холст, масло, 70 х 100

  • А.М.Сушенок. Теплый день. Венский монастырь (фрагмент). 2015 г. Холст, масло 60 х 80 см

    А.М.Сушенок. Теплый день. Свенский монастырь (фрагмент). 2015 г. Холст, масло 60 х 80 см

Главная / История / Статьи и публикации / "На Божьей Ниве", Виктор Кирюшин

"На Божьей Ниве", Виктор Кирюшин

Что такое успех для художника? Выставки в престижных залах, внимание власти, благодарные зрители, раздача автографов, восторженные записи в книге отзывов? Если так, то все это в жизни Игоря Сушенка уже было. Выставки в «Красных палатах», Новом Манеже и Политехническом музее в Москве, затем в Брянске, оказались удачными. Добротные, полные тихой грусти и бесконечного очарования пейзажи, пластически и психологически выразительные портреты, по которым сразу прочитывается характер персонажа. Работы молодого живописца нашли место во многих частных коллекциях, в музеях Японии, Испании, Голландии, Германии. Зрители и знатоки искусства оценили не только несомненный природный дар художника, но и академическую школу, высочайшее мастерство, которое дается только годами неустанного труда.

 

Сканировать 50

 

Парадокс, но именно тогда ощутил он не удовлетворение, а какую-то пустоту в душе. Понял: если двигаться и дальше тем же путем, станешь просто ремесленником. Возможно, даже ремесленником-виртуозом. Неизбежно начнешь повторяться, стараться угодить публике. Придут признание, деньги. Но разве может это быть целью в жизни?

Странные это были вопросы для того времени. Страна изменилась. Всем уже правил рынок, и культурой тоже. Всем, но не всеми. Игорь Сушенок оказался из тех, для кого понимание красоты мира и предназначения человека в нем остались неизменными.

Именно тогда, в 1999, по выражению самого художника и ушел он в «творческий затвор». Нужно было осмыслить, осознать уже сделанное, определиться, куда и как идти дальше. Тогда же появилась у Сушенка настоящая мастерская и первые ученики. Преподавание в студии, работа с начинающими живописцами и от хандры спасли, и в верности выбранного пути укрепили.

- Я ведь не только их учу, - рассказывает художник. - Еще больше учусь сам. Непостижимая вещь - обучая других, делаешь все новые и новые открытия для себя. Разработал собственную программу преподавания. В основе - школа рисования П.П. Чистякова, элементы из других школ изобразительного искусства и собственные знания. Своими учениками доволен, многие подают большие надежды.

В который раз принялся он перечитывать любимого Достоевского, поражаясь завораживающей власти зла и порока над душами людей. Но еще больше потрясало то, что и на дне этой бездны, у самых падших героев, писатель обнаруживает свет христианской совести. Как, какими средствами передать этот свет в картине? Да и возможно ли? Наверное, именно с таких вопросов и начинается подлинный художник. Но до вопросов этих нужно еще дорасти, душа должна созреть.

А начиналось все в небольшом городке Злынке на Брянщине. До границы с Украиной и Белоруссией - рукой подать. Здесь в марте 1964 года и родились братья-близнецы Сушенки - Игорь и Александр. Позднее Игорь вспоминал: «Городок наш, хоть и провинциальный, но старинный, ровесник Питеру Что ни дом, то памятник архитектуры - с резными ставнями, воротами и калитками. И утопала вся эта красота в роскошной зелени каштанов, кленов, лип и дубов». Дом Сушенков был обычный, с русской печью. Печь эта и стала первой «мастерской» для двух мальчишек, увлеченных рисованием.

Откуда пришла неуемная страсть, желание запечатлеть ускользающий, меняющийся мир, понять трудно. Провинция, к счастью, не перестает рождать этих русских мальчиков, пытливых и страстных в поисках ответов на самые неразрешимые вопросы бытия. Кто я? Зачем пришел в этот мир? Из них потом выходят поэты и ученые, художники и музыканты. Не изо всех. Лишь из тех, кто в придачу к природному дару получил еще и характер.

 

0003

 

Повезло Игорю с родителями. Мама, Вера Кузьминична, учительница, заметив увлеченность сына рисованием, отвела его к местному художнику' Трофиму Трофимовичу Боброву. Сколько будет с ним исхожено тропок в окрестностях! Кажется, не осталось взгорка, перелеска, изгиба реки, не отмеченных карандашом и кистью. Этюдники братья смастерили себе сами. Отец помог. Строитель по профессии, Михаил Кириллович умел, кажется, все. Лучшим часовым мастером считался в округе, на нескольких музыкальных инструментах играл. А уж рассказчик - заслушаешься.

Ничто не проходит даром, не исчезает бесследно в этом мире. Не от отца ли какая-то подспудная музыкальность в полотнах Игоря Сушенка, внимание к самой мелкой детали, оттенку, штриху? И умение увлечь живописным рассказом о вещах казалось бы обыденных? Ведь и портрет, по сути, тот же рассказ о человеке. Остановиться было уже невозможно. Хотелось разгадать секреты мастеров, тайны их шедевров. В книжном магазине попалась Игорю на глаза репродукция «Моны Лизы» Леонардо Да Винчи. Три года ушло на то, чтобы скопировать картину Процесс этот совсем не механический, ведь копируя, как бы идешь за мастером, заражаешься его настроением, вникаешь в нюансы, ранее глазу не видимые. <...>

 

Джоконда

 

В размышлениях и устремлениях своих молодой художник оказался не одинок. Судьба подарила ему дружбу с замечательным русским поэтом и режиссером Николаем Мельниковым. Познакомились еще в юности: село Лысые, где родился Николай, недалеко от Злынки. И не расставались до самой смерти поэта в 2006 году. Николай Мельников - автор замечательной, во многом трагичной, но и светлой поэмы «Русский крест», а Игорь Сушенок - ее первый, вдумчивый и неравнодушный иллюстратор. <...>

 

Сканировать 15

 

Игорь Михайлович и для себя давно уже сделал выбор. Быть русским - значит, быть православным. Для него это не просто красивые слова: за ними годы раздумий, осмысления сделанного. Ныне книга книг для него - Евангелие. Оттуда идет понимание, что целью жизни должны быть не вещь и бесконечное потребление, а совершенствование, преображение души. На Святой Руси критерием истинной христианской жизни и святости всегда были добрые дела, поступки. Забыть подвиги наших предков - значит, забыть самих себя, предать собственную историю. Из этих размышлений родился замысел картины «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского». Это, несомненно, уже новый этап в творчестве Игоря Сушенка, своего рода картина-манифест. Непобедима сила русского оружия, укрепленного верой! Постепенно, исподволь, приходит художник и к евангельским сюжетам. Слишком велика ответственность, необычайно высока планка предшественников: Александра Иванова, Василия Поленова... Неоднократно посещает Сушенок Святую землю, Иерусалим, стремясь собственными глазами увидеть камни, помнящие Христа, ощутить атмосферу двухтысячелетней давности. Картины «Несение креста», «Вход Господень в Иерусалим» пишутся не один год, пишутся мучительно и радостно. Смотришь на них - и чувствуешь себя причастным к великой человеческой истории, полной драматизма и надежды. Надежды на великую, преобразующую тайну христианской любви. Тут самое время вспомнить слова старца Зосимы из лучшего романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы»: «Братья, не бойтесь греха людей, любите человека во грехе его, ибо сие уже подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите». <...>

Секретарь Союза писателей России,

заслуженный работник культуры РФ,

Виктор Кирюшин