• И.М.Сушенок. Вход Господень в Иерусалим (фрагмент). 2008 – 2014 гг. Холст, масло 310 х 397

    И.М.Сушенок. Вход Господень в Иерусалим (фрагмент). 2008 – 2014 гг. Холст, масло 310 х 397

  • И.М.Сушенок. Лесное царство (фрагмент). 2007г. Холст, масло 145 х 136

    И.М.Сушенок. Лесное царство (фрагмент). 2007г. Холст, масло 145 х 136

  • И.М.Сушенок. Призвание апостолов (фрагмент). 2012 г. Холст, масло 60 х 140

    И.М.Сушенок. Призвание апостолов (фрагмент). 2012 г. Холст, масло 60 х 140

  • И.М.Сушенок. Дорога на Голубовку (фрагмент). 2007 г.  Холст, масло, 70х100

    И.М.Сушенок. Дорога на Голубовку (фрагмент). 2007 г.  Холст, масло, 70 х 100

  • А.М.Сушенок. Теплый день. Венский монастырь (фрагмент). 2015 г. Холст, масло 60 х 80 см

    А.М.Сушенок. Теплый день. Свенский монастырь (фрагмент). 2015 г. Холст, масло 60 х 80 см

Главная / Школа

Школа

ОТ СВЕТОПИСИ К ЖИВОПИСИ            

Информационный век ставит человека в условия восприятия больших потоков информации. Как сохранить свою индивидуальность, современность, при этом не потерять связь с традициями академической школы русского реализма, научиться не осуждать, но выявлять достоинства и недостатки, учиться думать и рассуждать? 

В первой половине XIX века (1838 -1839 гг.) во Франции было зарегистрировано первое черно-белое изображение на серебряной пластине, полученное с помощью "камеры обскура" - так родилась фотография. Ни одно десятилетие ушло на проведение многочисленных исследований и опытов, прежде чем человек получил четкое фотографическое изображение. Сегодня многие знают, что голландские художники для получения на холсте пропорционального рисунка использовали "камеру обскура". Первыми исследователями светописи (греч. фотографии) были художники. Свет имеет огромное значение для художника, поэтому в своей деятельности и обучающих программах институт уделяет огромное внимание природе света, используя опыт прошлого и настоящего. 

 

камера-обскура

 

Свет рисующий и заполняющий         

Для чего художник рисует, зачем ему это нужно? Создатели института считают, что не только для получения эстетического наслаждения, сохранения традиций своего народа, и мн. др., но для познания божественного устройства мира и смысла. С  этого  должен начинаться, и к этому должен быть устремлен путь художника.

Наша Земля с морями, океанами, горами, лесами и реками, пустынями, каньонами и т.д. имеет только один источник тепла и света - солнце.  Всем известно, что человек видит окружающую его среду благодаря лучам солнца. Но как это происходит, задумывался не каждый художник. По законам физики свет - это волны.

 

Схема-1

 

Световые волны падают на различные предметы, затем отражаются от них и попадают в зрачки глаз - окружающая среда для человека становится видимой. Но и тут, как может показаться, не все так просто. Если бы земля не имела атмосферы, то все вокруг напоминало бы нам "лунные пейзажи": черное небо, глубокие тени, яркий свет, словом - высокий контраст. Именно благодаря окружающей землю атмосфере, человек видит голубое небо, розовый восход и малиновый закат, тени выглядят мягкими. Световые волны  отражаются  в атмосфере, и поэтому она тоже является источником света. 

Итак, мы теперь знаем, что человек видит вокруг себя предметы благодаря двум источникам света - солнца и атмосферы. В профессиональной среде, в частности, в кинематографии, солнце обозначается источником света №1 и называется рисующим светом. Соответственно атмосфера - источник света №2, называется заполняющим светом. Световые волны (рисующий свет), падающие на рельефную поверхность (деревья, камни), цепляясь за них, оставляют за собой  тень. Атмосфера (заполняющий свет), как было сказано выше (источник света №2), попадает в тень, и от этого она становиться светлее, благороднее, мы видим в ней детали. Различные предметы, находящиеся недалеко друг от друга, также отражают от себя световой поток на "своих соседей", образуя множество рефлексов. Так создается объем. В зависимости от того, где находиться источник света №1(рисующий свет): перед объектом, справа или слева, сзади - свет может быть контровым, боковым, три четверти. Например, в фазах луны: световой серп, световой полумесяц, полнолуние (фронтальный свет). Художник всегда должен помнить о том, что свет это волна, которая имеет свою световую силу, и тот предмет, который находиться ближе к источнику света, будет выглядеть ярче. 

Институт ставит своей задачей объяснить начинающим художникам важность грамотного моделирования природного света, используя осветительные приборы, оконный свет или то и другое вместе. Всегда главенствующим должен быть рисующий свет - наше солнце. Все остальное - свет заполняющийатмосфера с рефлексами. Необходимо учиться  не противостоять природе, а внимательно наблюдать и изучать ее. Мастера института в качестве примера в области изучения света ссылаются на Леонардо да Винчи.

 

фото_0045

 

Вспомним его "Мадонну Литту" - безукоризненное понимание природы света, море любви и столько же пространства. Таким же ярким примером является русская академическая школа А.Иванова, Ф.Г.Солнцева и мн. других представителей русского реализма.  

Немаловажным остается  понимание света рассеянногоВ зимнюю или осеннею погоду все видели и хорошо представляют себе серое небо. Световой поток, исходящий от солнца, обрушивается на пелену облаков, рассыпается как пшено по матовой поверхности, и мы не видим рисующий свет, а получаем только заполняющий - рассеянный свет. Отличным примером этого процесса служит картина русского художника исторической живописи В.И.Сурикова  "Боярыня Морозова".

 

Боярыня

 

Мы не увидим на картине резких теней, все смотрится цельно, в серебристом колорите. Сила этого   полотна заключается в правде света и правде жанра. Художник не вступал в противоречие с природой и сюжетом картины. 

Что такое цвет или R(красный) G(зеленый) B(синий)   

М.В. Ломоносов, обогнавший своих современников на десятки лет, автор знаменитой мозаики, посвященной полтавской битве, обнаружил следующее. Весь цветной мир, который видит человек,  строиться при помощи красного, зеленого и синего цветов (Red Green Blue).

Человеческое зрение устроено по такому же принципу. Глаза имеют колбочки и палочки, где первые отвечают за цветное, вторые за черно-белое изображение. Почему человек при горящей свече видит белый лист бумаги именно белым, восход солнца в оливково-розовом, а закат малиновым и т.д.?

В XIX веке (1848 г.) английский физик в области термодинамики Томсон Кельвин провел следующий опыт.

 

Кельвин

 

Он раскалил металлический стержень до температуры 1000 градусов по Цельсию. Световые волны, исходящие от раскаленного желто-оранжевого стержня, осветили темную комнату с такой же силой, как и горение одной свечи. И чем больше раскаляли стержень, тем, соответственно, температура по Цельсию возрастала, а цвет стержня менял свою окраску: от желто-оранжевого к светло-желтому и так до бело-голубоватого цвета. Становилось очевидно, что световые волны с возрастанием температуры меняли свой окрас от теплых до холодных оттенков, а значит и окружение меняло свой цвет. Так появилось понятие цветовой температуры.

 

шкала кельвина

 

Например, лампы накаливания дают цветовую температуру 2000 - 3000 градусов по кельвину, люминесцентные лампы - 4000 градусов К. Вспышка фотоаппарата - 6000 К. Дневной свет - может быть и 5000 и 15000, и 25000 градусов по кельвину.      

Выше говорилось о колбочках и палочках глаз. Колбочки отвечают только за красный, зеленый, синий цвета и играют важную роль в восприятии цветного мира человеком. Вспомним горящую свечу - она дает желтый свет и если бы колбочки, отвечающие за (RGBне удерживали световой баланс, человек при горящей свече всегда все видел бы желтым,  днем - все синим и т.д.  Например, если в комнате при лампах  накаливания (2000 К)  или свечах (1000 К) все выглядит желтым, то в глазах человека усиливают работу колбочки, отвечающие только за синий цвет. Днем - активно работают колбочки, отвечающие за красный цвет. Таким образом, при любой цветовой температуре человек видит всегда правильный, сбалансированный цвет. (Есть люди, которые страдают дальтонизмом, -  отсутствием в сетчатке глаза колбочек одного или нескольких видов. Впервые это явление описал  химик Дж. Дальтон в 1794 году, который сам страдал этим недостатком). (Никогда не путайте понятие цветовой температуры с яркостью света. Цветовая температура - это теплохолодность (термин, часто употребляемый художниками). При любом источнике света сила яркости на цвет не влияет). У многих из вас может возникнуть вопрос - неужели все строится на красном, зеленом и синем цвете? Именно так. Разное процентное соотношение (RGBдает градации примерно 16,7 млн. цветных оттенков.    

Учитывая вышесказанное важно понимать состояние цвета в природе. При восходе солнца  цветовая температура невысокая, но выше, чем при закате. Вечером воздух нагрет, за ночь – остывает. Лучи солнца, проходящие сквозь атмосферу утром или вечером имеют разную цветовую температуру, поэтому утро мы видим (относительно) в оливково-розовых цветах, а закат в красно-малиновых. По мере того, как выше поднимается солнце, цветовая температура возрастает, а, значит, все становится холоднее. Следовательно, от того, где находится солнце (выше, ниже), меняется и теплохолодность световых волн, которые, в свою очередь, красят все окружение. Это и есть состояние природы, а значит  гармония и колорит. Лучшим примером для этого является картина русского художника А.А. Иванова  "Явление Христа народу" (Явление Мессии). 

 

Явление Христа народу

 

 

Художник изобразил утро, где солнце вот-вот взойдет, но появляется Христос - олицетворение солнца. Все исполнено в золотисто-оливковых цветах. Природа и народ ждут Христа в состоянии восторга и спокойствия - народ един с природой. Мы не найдем резких теней, так как нет рисующего света (источника света №1). Выдержано состояние природы, поэтому в картине есть колорит и гармония  цвета. Вспомним также картину Н.Ге  "Тайная вечеря".

 

Тайная вечеря

 

Действие происходит в закрытой комнате при горящих свечах. Световые волны, исходящие от них, имеют цветовую температуру 1000 К. И поэтому все окружение автор изобразил в теплых, желто-красных тонах. Художник не нарушил правды света, от этого картина имеет свой теплый колорит. (Важно научиться все цвета подчинять тому состоянию или той среде в которой происходят действия. Не писать разноцветные драпировки излишне яркими или открытыми цветами).             

Немало важным фактором является понимание взаимодействия различных цветов со световыми волнами (любым источником света). Другими словами, каждый цвет имеет свою отражаемость. Например, зеленый цвет очень плохо отражает световые волны, поэтому зеленые деревья не могут быть светлыми. Так же черный, фиолетовый, коричневый, бардовый цвета тоже плохо отражают свет. Об этом необходимо помнить. Существует понятие цветов легких и тяжелых. Синие, голубые, фиолетовые - цвета легкие. Черный, красный, желтый, оранжевый - цвета тяжелые. Поэтому плотный синий цвет всегда будет легче  желтого - такова природа цвета. (Все видели закат, где голубой цвет  в верху, а желтый и оранжевый внизу).    

Понятие тона. Световые и теневые зоны       

Одним из самых непростых вопросов для художника во все времена, оставался вопрос о понимании тона. На всех предметах,  если на них  исходит световой поток,  появляется объем. Каждый предмет, человек или животное имеет свои физические характеристики: цвет, размер, форму, неодушевленные предметы - плотность, а это значит, что в пространстве все они имеют контур и существуют самостоятельно. В этом контуре образуются сотни световых зон или тональных градаций. Во всех художественных заведениях на примере шара ученикам или студентам объясняют классическую схему объема предмета. Зона света в себя включает блик, яркий свет, полутень; зона тени включает светоразделительную линию или (терминатор), отраженный свет, отбрасываемую тень и теневой акцент.

Для того чтобы лучше представить понятие градиента от черного до белого, мастера института предлагают пользоваться принципом десяти зон. (Разработал американский фотограф Анзел Адамс в середине ХХ века).        

 

шкала-1    

Характеристики зон     

     - Нулевая зона: максимально черный тон, нет эффекта текстуры.       

    - Первая зона:  первые видимые признаки тона; над черным самые темные тона, близкие к черному. Глубокая тень без деталей. На цветной фотографии искажение цвета.  

     - Вторая зона:  первые  видимые  признаки текстуры, в тенях фактура черного меха. Черный мех, чугун.  

     - Третья зона:  не совсем черный тон,  умеренно  темные тона на одежде. 

     - Четвертая зона: средняя тень в портретах и архитектуре, хорошо загорелая кожа.  

     - Пятая зона:  серый средний тон, средний загар.  

     - Шестая зона:  обычный цвет лица, светлая кожа, синее небо, газетный лист, строение из белого кирпича. 

     - Седьмая зона:  Светло-серые объекты, мощеный тротуар, машинописная страница. 

    - Восьмая зона: Очень светлые тона, последние признаки текстуры на белом, вышитые скатерти, подвенечные платья.  -      

     - Девятая зона:   Совершенно белый,  блики. Мертвая зона.    

 

Куб и шар        

Получив представления тональных зон, вернемся к шару. Становиться очевидно, что блик - это мертвая зона. Как он возникает? Световые волны перпендикулярно падают на поверхность шара, но мы знаем, что угол падения равен углу отражения. Если поверхность близка к глянцевой,  отраженный световой поток,  уже ослабленный, но  еще достаточно яркий, попадает в зрачки глаз и человек не замечает в блике информацию. Далее идет яркий свет (восьмая зона), а поскольку шар имеет круглую форму, то на этой стадии поворота меняется и угол отражения. Отраженные световые волны ослабевают, начинают скользить по поверхности, появляется информация. Таким образом,  возрастает  тональная прогрессия. Когда  угол поворота формы шара начинает выгибаться в обратную сторону, световые волны от (источника света №1)  и вовсе перестают попадать на поверхность. Так  появляется светоразделительная линия или терминатор. Следующим будет отраженный свет на шаре (рефлексы),  появляющийся от плоскости стола. И, наконец, отбрасываемая тень на плоскости.  Заключительной стадией будет теневой акцент, самая темная точка, так как при  соприкосновении шара с плоскостью световые волны меньше всего способны проникнуть в эту точку.

Художник, рисующий карандашом  по белому ватману, обязан запомнить: белый лист бумаги - это  мертвая (Девятая зона), а стержень графитного карандаша - нулевая зона, тоже мертваяИ хотя  блик - это мертвая зона, нельзя забывать об ослабевших отраженных от него световых волнах - это значит, что там тоже останется информация, и его (блик) можно отнести к восьмой зоне. Гармония между собой тональных прогрессий или световых и теневых зон, но без мертвых (девятой) и максимально черной без эффекта текстуры (нулевой) зон - и есть тон.    

Институт ставит своей задачей научить начинающих художников учитывать направление источника света, воздействия световых волн на предметы и их формы, учитывать физические характеристики, цветовую температуру (эти и многие другие принципы использовались в системе академической школы русского реализма ее представителем, преподавателем XIX века П.П.Чистяковым).

Эти основы являются частью фундамента, на котором формируется обучение художника, его развитие как профессионала. На базе института работает школа, обучающая навыкам художественного мастерства в сфере рисунка, живописи, фотографии. Полученные знания начинающие художники могут развивать и совершенствовать под руководством преподавателей и мастеров института в творческом взаимодействии и соработничестве.